Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриелян. - 2 ч. в нед.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
«Согласовано» «Утверждено»
Рук. МС Жарновская Е.А. Руководитель ОУ Никулина Н.А.
______________________ _____________________________
«____»___________2011 г. «___»____________________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
Программу составил:
Москвина Ирина Валерьевна
Учитель:____ категории
г. Куса,2011 г.
Рабочая программа по химии
9 класс
«Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к химии как возможной области будущей практической деятельности
- Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
На предмет выделяется 68 часов в году по 2 часа в неделю. На теорию отводится 60 час, на практические работы 4 часа, на контрольные работы 4 часа.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в гимназии используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 27 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 12часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
с 8 часов до 5 часов.
3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
4. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Результаты изучения курса «Химия. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 9 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.
Характеристика КИМов:
КИМы представленны в форме тестов и заданий разного уровня сложности, ориентированного на разный уровень успеваемости учащихся: уровень А, уровень В.
Уровень А. – задания с выбором ответа (Базовый уровень сложности).
Уровень В –задания сос свободным ответом ( повышенный и высокий уровень сложности).
Согласно календарно – тематическому планированию определенно 4 контрольных работы:
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».
Контрольная работа № 2 по те-ме «Неметаллы».
Контрольная работа № 3 по те-ме «Органические соединения»».
Итоговая контрольная работа по курсу.
Источник:Химия. 9класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова идр. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 174 (2) с.
Учебно – методический комплекс.
№ п/п |
Название программы |
Учебники |
Дополнительная литература |
1. |
Программа курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 78,(2) с. |
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. – 16 – е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 270, (2)с.: ил. |
Тесты по химии. Неметаллы. Органические вещества: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9 класс»/ М.А. Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 157, (3)с. (Серия «Учебно – методический комплект») |
2. |
|
Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 191, (1) с.: ил. |
Рабочая тетрадь по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»/А.Д. Микитюк. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 127, (1) с. (Серия «Учебно – методический комплект») |
3. |
|
|
Горковенко М.Ю Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна (М.Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.Дрофа); Г.Е. Рудзиса, Ф.Г. Фельдмана (М. Просвещение). – М.: «ВАКО», 2004, 368 с. - (В помощь школьному учителю). |
4. |
|
|
Химия. 9 класс: методическое пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 350, (2) с. – (Книга для учителя). |
5. |
|
|
Химия. 9класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова идр. – 3 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 174 (2) с. |
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В процессе обучения ученики 9 класса должны
Знать и понимать:
- скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
-химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Уметь:
- объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Учебно-тематический план 9 класс
тема |
Кол-во часов |
Формы контроля |
1. Повторение вопросов курса 8 класса |
4 |
Текущий контроль |
2. Металлы. |
18 |
Контрольных работ- 1 Практических работ – 1 Текущий контроль |
4. Неметаллы |
27 |
Контрольных работ- 1 Практических работ – 3 Текущий контроль |
5. Органические вещества. |
12 |
Контрольных работ- 1 Текущий контроль |
6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. |
5 |
Контрольных работ Текущий контроль |
7. Итоговые уроки |
2 |
Контрольных работ - 1 |
Каленндарно - тематическое планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов резерв учебного времени – 2 часа),
УМК О.С.Габриеляна
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Изучаемые вопросы |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный. |
Д.З. |
Дата проведения |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часа) |
|
|
||||||
1-2 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. |
2 |
Урок обощения и систематизации знаний. |
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: химический элемент, атом; ¾ основные законы химии: Периодический закон. Уметь: ¾ называть: химические элементы по их символам; ¾ объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп |
|
Конспект в тетради. § 3 упр. 3-7 письм., 9-11устно |
|
3-4 |
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. |
2 |
Урок обощения и систематизации знаний. |
Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: ¾ называть: соединения изученных классов; ¾ характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; ¾ определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; ¾ составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. |
Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. |
§ 1. упр 1(а), (б). 2,3,6,7 § 2. упр. 2,3
|
|
Тема 1. Металлы (18 часов) |
||||||||
5-6 |
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. |
2 |
Урок объяснения нового материала |
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. |
Уметь: ¾ характеризовать: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка). |
Л. Образцы различных металлов. |
§ 4,5. упр. 1-6 § 6 упр. 1.2.4 устно |
|
7-8 |
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. |
2 |
Комбинированный урок. |
Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. |
Уметь: ¾ характеризовать: химические свойства металлов; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). |
Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. |
§ 8 упр. 1-3 письм., 4 устно. |
|
9
|
Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. |
1 |
Комбинированный урок |
Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: ¾ составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. |
Д. Образцы сплавов. |
Подготовить доклады по металлам в тетради на 5-6 предложений. § 9 упр. 1-6 § 7 § 10 упр. 1-3, 4-6 устно |
|
10-11
|
Щелочные металлы и их соединения. |
2 |
Комбинированные урок |
Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. |
Уметь: ¾ называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); ¾ объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; ¾ характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. |
Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. |
§ 11 упр. 1,2,5 |
|
12-13 |
Щелочноземельные металлы и их соединения. |
2 |
Комбинированный урок. |
Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. |
Уметь: ¾ называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); ¾ объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; ¾ характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.
|
Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. |
§ 12 упр. 2.3.7. |
|
14
|
Соединения кальция. |
1 |
Комбинированный урок. |
Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). |
Уметь: ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь). |
Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. |
§ 12 |
|
15-16 |
Алюминий и его соединения. |
2 |
Комбинированный урок. |
Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. |
Уметь: ¾ называть: соединения алюминия по их химическим формулам; ¾ характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
|
Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. |
§ 13 упр. 2.5.7. |
|
17-18 |
Железо и его соединения. |
2 |
Комбинированный урок. |
Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. |
Уметь: ¾ называть: соединения железа по их химическим формулам; ¾ характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). |
Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. |
§14. упр. 1.5 |
|
19 |
Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. |
1 |
Практическая работа. |
|
Уметь: ¾ характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; ¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
|
|
|
20 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Решение задач и упражнений. |
|
|
|
|
21 |
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы». |
1 |
Урок контроля. |
|
|
|
Повторить § 4-14, записи в тетради. |
|
22 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
|
|
|
|
|
Тема 2. Неметаллы (27 часов) |
||||||||
23 |
Общая характеристика неметаллов. |
1 |
Урок объяснения нового материала. |
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: ¾ называть: химические элементы-неметаллы по их символам; ¾ объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; ¾ характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; ¾ определять: тип химической связи в соединениях неметаллов. |
Л. Образцы различных металлов. |
§ 15, упр 1.3.4. |
|
24 |
Водород, его физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок. |
Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: ¾ объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; ¾ характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; ¾ распознавать опытным путём: водород среди других газов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом. |
Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. |
Конспект в тетради. |
|
25 |
Общая характеристика галогенов. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: ¾ объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; ¾ характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; ¾ определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. |
|
§ 17. упр. 1-4. 7 |
|
26 |
Соединения галогенов. |
1 |
Комбинированный урок |
Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь: ¾ называть: соединения галогенов по их химических формулам; ¾ характеризовать: химические свойства соляной кислоты; ¾ составлять: химические формулы галогеноводородов и галогенидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов; ¾ распознавать опытным путём: соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.
|
Д. Образцы галогенов – простых веществ. |
§ 18-19 упр. 2-4, 19 упр. 1.2 |
|
27 |
Кислород, его физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: ¾ объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; ¾ характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; ¾ определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; ¾ распознавать опытным путём: кислород среди других газов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). |
Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. |
§ 20, задание в тетради. |
|
28 |
Сера, её физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). |
Уметь: ¾ объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; ¾ характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; ¾ определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). |
Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. |
§ 20 упр. 3-6 |
|
29 |
Оксиды серы. |
1 |
Комбинированный урок |
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь: ¾ называть: оксиды серы по их химическим формулам; ¾ характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); ¾ определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; ¾ составлять: уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). |
Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. |
§ 22 упр. 1-2 |
|
30 |
Серная кислота и её соли. |
1 |
Комбинированный урок |
Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулу серной кислоты. Уметь: ¾ называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; ¾ характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; ¾ определять: принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; ¾ составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); ¾ распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). |
Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. |
§ 22, упр. 3,5 |
|
31 |
Практическая работа № 2 «Подгруппа кислорода». |
1 |
Практическая работа. |
|
Уметь: ¾ характеризовать: химические свойства соединений серы; -- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы; ¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. |
|
|
32 |
Азот, его физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: ¾ объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; ¾ характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; ¾ определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. |
|
§ 23 упр. 2.3 |
|
33 |
Аммиак и его свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулу аммиака. Уметь: ¾ называть: аммиак по его химической формуле; ¾ характеризовать: физические и химические свойства аммиака; ¾ определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); ¾ распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). |
|
§ 24 упр. 1-6 |
|
34 |
Соли аммония. |
1 |
Урок – соревнование. |
Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: катион аммония. Уметь: ¾ называть: соли аммония по их химическим формулам; ¾ характеризовать: химические свойства солей аммония; ¾ определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; ¾ составлять: химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. |
Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. |
§ 25 упр. 1-4 |
|
35 |
Оксиды азота (II) и (IV). |
1 |
Комбинированный урок |
Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь: ¾ называть: оксиды азота по их химическим формулам; ¾ характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); ¾ определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). |
Л. Распознавание солей аммония. |
§ 26 упр. 1-4 |
|
36 |
Азотная кислота и её свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулу азотной кислоты. Уметь: ¾ характеризовать: физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты; ¾ определять: принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); ¾ распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. |
|
§ 26, задание в тетради. |
|
37 |
Соли азотной кислоты. |
1 |
Урок- соревнование. |
Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. |
Уметь: ¾ называть: соли азотной кислоты по их химическим формулам; ¾ характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); ¾ составлять: химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). |
Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. |
§26, задание в тетради. |
|
38 |
Фосфор, его физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. |
Уметь: ¾ объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; ¾ характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; ¾ определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. |
Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. |
§27 упр. 5,6 |
|
39 |
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. |
1 |
Комбинированный урок |
Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь: ¾ называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; ¾ характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; ¾ определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; ¾ составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. |
Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. |
§27 , кросворд |
|
40 |
Углерод, его физические и химические свойства. |
1 |
Комбинированный урок |
Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. |
Уметь: ¾ объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; ¾ характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; ¾ определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. |
Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. |
§28 упр. 1,3 |
|
41 |
Оксиды углерода. |
1 |
Комбинированный урок |
Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: ¾ называть: оксиды углерода по их химическим формулам; ¾ характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); ¾ определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); ¾ распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). |
Д. Образцы природных соединений углерода. |
§29 упр. 1-4 |
|
42 |
Угольная кислота и её соли. |
1 |
Урок-соревнование. |
Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: ¾ называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; ¾ характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; ¾ определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; ¾ составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; ¾ распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов. |
Л. Получение углекислого газа и его распознавание. |
§29, опорный конспект |
|
43-44 |
Кремний и его соединения. |
2 |
Комбинированный урок |
Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: ¾ называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; ¾ характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; ¾ определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; ¾ составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. |
Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. |
§30,упр. 1—5 |
|
45 |
Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». |
1 |
Практическая работа. |
|
Уметь: ¾ характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; ¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. |
|
|
46 |
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. |
1 |
Практическая работа. |
|
Уметь: ¾ характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; ¾ составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; ¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
|
|
|
47 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе |
Уметь: ¾ характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; ¾ составлять: уравнения химических реакций получения газов; ¾ обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
|
|
|
48 |
Контрольная работа № 2 по те-ме «Неметаллы». |
1 |
Урок контроля. |
|
|
|
|
|
49 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
|
|
|
|
|
Тема 3. Органические соединения (12 часов) |
||||||||
50-51 |
Предмет органической химии. |
2 |
Урок объяснения нового материала. |
Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: ¾ характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; ¾ определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. |
Д. Модели молекул органических соединений. |
§31, упр. 1—6 |
|
52 |
Предельные углеводороды (метан, этан). |
1 |
Комбинированный урок. |
Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы метана и этана. Уметь: ¾ называть: метан и этан по их химическим формулам; ¾ характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); ¾ определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). |
Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. |
§32, упр. 2,3 |
|
53 |
Непредельные углеводороды (этилен). |
1 |
Комбинированный урок. |
Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулу этилена. Уметь: ¾ называть: этилен по его химической формуле; ¾ характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); ¾ определять: принадлежность этилена к непредельным углеводородам; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). |
Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. |
§33, упр. 5 |
|
54 |
Представления о полимерах на примере полиэтилена. |
1 |
Комбинированный урок. |
Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. |
|
Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. |
§34, упр. 3,4 |
|
55 |
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. |
1 |
Комбинированный урок. |
Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами её переработки. |
|
Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». |
§35, упр. 1-4 |
|
56 |
Спирты. |
1 |
Комбинированный урок. |
Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: ¾ называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; ¾ характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); ¾ определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. |
Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. |
§36,37, упр. 2,3 |
|
57 |
Карбоновые кислоты. |
1 |
Комбинированный урок. |
Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь: ¾ называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; ¾ характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); ¾ определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений; ¾ составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой. |
Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. |
§37, упр. 3,4 |
|
58-59 |
Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. |
2 |
Комбинированный урок. |
Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. |
Уметь: ¾ характеризовать: нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. |
Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. |
§38,39,40 |
|
60 |
Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. |
1 |
Урок – викторина. |
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Безопасные способы применения. |
|
Д. Образцы лекарственных препаратов. |
§41,42 конспект в тетради. |
|
61 |
Контрольная работа № 3 по те-ме «Органические соединения»». |
1 |
Урок контроля. |
|
|
|
|
|
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (5 часов) |
||||||||
62 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: химический элемент, атом; ¾ основные законы химии: Периодический закон. Уметь: ¾ называть: химические элементы по их символам; ¾ объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. |
|
Конспект в тетради, задание в тетради. |
|
63 |
Строение веществ. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. |
Знать/понимать: ¾ химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь: ¾ характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ; ¾ определять: тип химической связи в соединениях. |
Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. |
Конспект в тетради, задание в тетради. |
|
64 |
Классификация химических реакций. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: уравнения химических реакций; ¾ химические понятия: химическая реакция, классификация реакций. Уметь: ¾ определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; ¾ составлять: уравнения химических реакций. |
|
Конспект в тетради, задание в тетради. |
|
65 |
Классификация веществ. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях. |
Знать/понимать: ¾ химическую символику: формулы химических веществ; ¾ химические понятия: вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель. Уметь: ¾ называть: соединения изученных классов; ¾ объяснять: сущность реакций ионного обмена; ¾ характеризовать: химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений; ¾ определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений; ¾ составлять: формулы неорганических соединений изученных классов. |
|
Конспект в тетради, задание в тетради. |
|
66 |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний по изученной теме. |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. |
Уметь: ¾ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека. |
|
Конспект в тетради, задание в тетради. |
|
Итоговые уроки (2 часа) |
||||||||
67. |
Обобщение и систематизация знаний по курсу. |
1 |
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. |
|
|
|
|
|
68. |
Итоговая контрольная работа по курсу |
1 |
Урок контроля |
|
|
|
|
|